Субмодальностное редактирование

Как вы, наверное, помните нейролингвистическое программирование предпочитает работать с элементарными кодами мозга — как бы кирпичиками человеческих мыслей. В качестве таковых в НЛП выступают субмодальности, с помощью которых и осуществляется фиксация в нашей голове любого опыта — и хорошего, и плохого. А это значит, что, изменяя субмодальности, можно очень легко изменять оценку человеком своего опыта, например, с плохого на хороший. И видоизменять сам этот опыт, например, «переписывать заново» «неэкологичную» программу работы своего мозга.

Используя субмодальностное редактирование, вы можете осуществлять практически любые изменения ваших клиентов. Ограничением здесь будут выступать только ваша фантазия и накопленный опыт.

Субмодальности как коды мозга. То, о чем вы уже знаете, — репрезентативные системы человека, одна из которых является им предпочитаемой, по сути, представляет собой системы восприятия какой-либо модальности информации — визуальной, аудиальной или кинестетической. Субмодальности же представляют собой составные части этих модальностей. И так как модальности выступают в качестве неких классификаторов нашего опыта, субмодальности являются как бы субклассификациями преподнесения нам этого самого опыта. Например, картинка (визуальная модальность) имеет субмодалъности яркости, цвета, глубины и т. п.; звук (аудиальная модальность) громкости, локализации в пространстве и т. д.; а ощущение (кинестетическая модальность) — интенсивности, формы и т. д. и т. п.

А теперь припомните: в русском языке испокон веков для описания характеристик состояния (и плохого, и хорошего) человека применялись именно субмодальные характеристики. «Видеть все в черном цвете»; «Смотреть на мир через розовые очки» (визуальные субмодальности — ВСМ цвета). «Это очень близкий для меня человек»; «И тогда он стал мне далеким-далеким» (ВСМ расстояния). «Это был какой-то тусклый день»; «И все было ярким и праздничным» (ВСМ яркости). Так что не случайно героиня фильма «Сердца четырех», выражая свое резко изменившееся в лучшую сторону настроение, пела: «Все стало вокруг голубым и зеленым...».

Получается, что субмодальностные характеристики во все века и времена присутствовали в опыте человечества. И им для описания этого опыта. Однако как жаль, что только в конце XX века это самое человечество наконец-то дошло до удивительно простой мысли: раз уж наш мозг для того, чтобы закодировать, например, эмоциональное состояние, использует субмодальности, то, изменяя эти самые субмодальности, можно видоизменить и это самое эмоциональное состояние!

V Эксперимент по использованию субмодальностей. Проделайте небольшой эксперимент. Вспомните нечто приятное, и когда вы увидите «картинку» этого приятного в своем воображении, плавно увеличьте яркость этой картинки, представив, например, что вы «крутите» воображаемую ручку яркости, включаете дополнительное освещение и т. д. и т. п. Скорее всего, «приятность» вашего воспоминания увеличится, так как для подавляющего большинства людей увеличение яркости увеличивает же интенсивность их ощущений.

А теперь возьмите картинку неприятного воспоминания и аналогичным образом постепенно сделайте ее тусклой. Если вы убавите яркость в достаточной степени, скорее всего это воспоминание больше не будет вас так уж тревожить, так как уменьшение же, но все той же яркости обычно приводит к опять-таки уменьшению, но ощущения. Впрочем, здесь, как говорится, возможны варианты. Но все очень интересные с точки зрения ПК и личностного редактирования.

V Список основных субмодальностей. Для того, чтобы в достаточной степени освоить удивительные возможности управления состоянием с использованием субмодальностей, вначале познакомьтесь с их списком, который взят нами из книги Дж. О'Коннера и Дж. Сеймора «Введение в НЛП». Сразу же предупреждаем, что список этот далеко не полон, но вполне достаточен для того, чтобы приступить к работе.

ВИЗУАЛЬНЫЕ (картина)

-> Ассоциированная (вижу своими собственными глазами) или диссоциированная (вижу себя со стороны).

-> Цветная или черно-белая.

-> В рамке или без нее.

-> Глубина (двух- или трехмерная).

-> Местоположение (слева или справа, вверху или внизу). -> Расстояние (от вас до картинки).

-> Яркость.

5 Контрастность.

-> Резкость (размытая или сфокусированная).

-> Движение (фильм или слайд).

-> Скорость (быстрее или медленнее обычного).

-> Количество (отдельная сцена или множество образов). -> Размер.

АУДИАЛЬНЫЕ (звук)

-> Стерео или моно.

-> Слова или звуки.

-> Громкость (громко или тихо).

-> Тон (мягкий или жесткий).

-> Тембр (наполненность звуков).

-> Местоположение источника звука.

-> Расстояние до этого источника.

-> Длительность звука.

-> Непрерывность или дискретность этого звука.

-> Скорость (быстрее или медленнее обычного).

-> Чистота (чистый или приглушенный).

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ (ощущение)

-> Локализация.

-> Интенсивность.

-> Давление (сильное или слабое).

-> Степень (насколько велико).

-> Текстура (шероховатый или гладкий).

-> Тяжесть (легкий или тяжелый).

-> Температура.

-> Длительность (как долго это длится).

-> Форма.

л Рабочий лист распознавания. Чтобы список этот не остался для вас глубокой абстракцией, в порядке тренировки заполните сами на себя то, что в материалах к семинарам по НЛП ИГИСП называлось техника «Рабочийлист распознавания». За основу можете взять любое свое периодически повторяющееся состояние (но не начинайте сразу же со слишком неприятного). Или, если вам трудно начинать с состояния, просто вспомните свой прошлый отпуск и осуществите систематическое описание своих воспоминаний «в субмодальностном режиме».

Визуальное распознавание

Ассоциированный

Видите ли вы этот образ как бы своими собственными глазами?

Диссоциированный Видите ли вы себя в этом образе?

Цвет

Это в цвете или же образ черно-белый? Виден ли весь спектр цвета?

Яркость

Этот образ яркий или тусклый?

Резкость (резкость/нерезкость)

Этот образ резкий или нерезкий?

Форма

Какой формы эта картина? Квадрата, круга? Она широкая? Высокая?

Граница

Имеет ли это границы, или же они размыты?

Движется или неподвижно Это фильм или картинка?

Число образов

Сколько их там — этих картинок? Одна или несколько? Местонахождение изображения Где в пространстве находится образ? Где его центр? Дистанция изображения Как далеко от вас это изображение?

Размер рисунка

Какой размер образа? Покажите себе руками его размер или же просто определите особенности его размера.

Слуховое распознавание

Высота звука

Это высокий или низкий голос (звук) по сравнению с нормальным?

Тональность

Какова тональность звука — носовой, глубокий, резкий и т. д.?

Мелодичный/резкий

Каков диапазон звука? Мелодичен ли он? Или, наоборот, резкий?

Темп

Быстрый или медленный? Непрерывный или прерывистый?

Местонахождение

Откуда (из какого места) в пространстве вы слышите этот звук? Покажите руками!

Длительный или нет

Этот звук длящийся или прерывистый?

Внутренний диалог и его местонахождение

Если ведется внутренний диалог, то где именно (в каком месте)? Что именно говорит голос? Слова или фразы?

Кинестетическое распознавание

Теплый/холодный

Какая температура вашего ощущения? Оно теплое? Холодное?

Расслабленное/напряженное (где?)

Напряженно ли при этом ощущении тело (части тела), или оно (они) расслаблено.

Продолжительность

Постоянно это ощущение или оно прекращается/изменяется?

Телодвижения

Двигаются ли мышцы на теле? Есть ли движения в чувственном восприятии?

Интенсивность

Насколько сильно восприятие ощущения? Постоянно ли оно или изменяется?

Местонахождение

В каком именно месте вы это чувствуете?

Давление

Слабое оно или сильное?

Ощущение

Вы это ощущаете кожей или внутренними органами?

Дыхание

Оно глубокое или поверхностное?

Закончив описание, занесите полученные данные в такую вот таблицу.

е о н ь л а у з и Ассоциированный / Диссоциированный Черно-белый / Цветной Яркость Резкий / Не резкий Объемный / Плоский Форма Граница Подвижное или неподвижное Число образов Местонахождение изображения Дистанция изображения Размер рисунка
Высокий / низкий
о к Тональность
л ч к Мелодичный / резкий
Громкий / тихий Темп
д у А Местонахождение
Продолжительный или нет Внутренний диалог и его местонахождение
Кинестетическое Теплый / холодный
Расслабленный / напряженный
Продолжительный
Телодвижение
Интенсивность
Местонахождение
Давление
Ощущение телом
или внутренними органами Дыхание, глубокое или неглубокое

V Калибровка субмодальностей. Теперь вы уже почти готовы к тому, чтобы приступить к так называемому «субмода- льностному редактированию» (самое поразительное в нем то, что субмодальности можно использовать для изменения любого опыта или программы вашего мозга независимо от их содержания, временами успешно скрещивая «ежа и ужа», впрочем, об этом позже). Однако перед этим вам необходимо сделать одну очень важную вещь, которая в НЛП называется «калибровка субмодальностей». А именно определить, как конкретно эти самые субмодальности меняют ощущения (ваши или клиента) и какие именно субмодальности — больше всего. Это крайне важно не только для субмодальностного редактирования, но и для эффективного использования метода взмаха.

Взмах — это ведь тоже, по сути своей, субмодальност- ная техника, где в качестве ключевых субмодальностей используются размер и яркость (картинка нового образа «Я» из маленькой и темной становится большой и яркой). У 70% людей обе эти субмодальности «работают» по принципу «чем больше, тем лучше». А, например, у нас был клиент, который оказался в числе тех 30%, у которых все происходило наоборот. Вернее, не все, а яркость — чем ярче была картинка, тем более неприятные чувства она вызывала. Так что запомните, что прежде чем приступать к каким-либо связанным с субмодальностями терапевтическим интервенциям, надо осуществить калибровку этих самых субмодальностей для конкретного, сидящего перед тобой человека...

Чтобы откалибровать субмодальности, продолжите свой эксперимент сначала с приятным воспоминанием, а потом и с тем, что вспоминать не хочется (дело в том, что субмодальности для положительного и отрицательного опытов могут «работать» совсем по-разному). По очереди изменяйте в обеих «картинках» каждый из перечисленных субмодальностных элементов, причем делайте это так же, как вы делали с яркостью, — идите сначала в одном направлении, а потом в другом, чтобы определить, как это изменяет ваши переживания. Но не увлекайтесь — изменяйте не более одного элемента за раз. Ведь если вы будете менять две или более субмодальности одновременно, то не узнаете, какой из них — или насколько сильно — воздействует на ваши ощущения. Не торопитесь, ведь сейчас вы, возможно, впервые узнаете, как работают программы мозга. И лучше начните с приятного переживания.

Нижеприведенная схема взята из книги «Трансформация личности», составленной О. Киндзюк.

1. ЦВЕТ. Меняйте интенсивность цвета от очень ярких цветов до черно-белого.

2. РАССТОЯНИЕ. Меняйте расстояние от очень близкого до далекого.

3. ГЛУБИНА. Видоизменяйте глубину картины от плоского, двумерного фото до полной глубины трех измерений («объемного изображения»).

4. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ. Варьируйте длительность «картинок» от быстрых мельканий до устойчивого образа, сохраняющегося некоторое время.

5. ЧЕТКОСТЬ. Меняйте четкость изображения от кристально чистой до размытой неразличимости.

6. КОНТРАСТ. Видоизменяйте разницу между светом и тенью от абсолютного контраста к более непрерывным градациям серого.

7. ПРЕДЕЛЫ. Меняйте пределы от ограниченной картины в рамке до панорамного изображения, которое замыкается за вашей головой.

8. ДВИЖЕНИЕ. Видоизменяйте движение в изображении от неподвижного фото или слайда до кинофильма.

9. СКОРОСТЬ. Варьируйте скорость «фильма» от очень медленной до очень быстрой.

10. ОТТЕНОК. Видоизменяйте баланс цветов и оттенков. Например, увеличьте интенсивность красных и желтых тонов, а голубых и зеленых — уменьшите.

11. ПРОЗРАЧНОСТЬ. Сделайте образ прозрачным — так, чтобы вы могли видеть, что находится под поверхностью.

12. ПРОПОРЦИИ. Переделайте обрамленную «картину» сначала в длинную и низкую, а потом в короткую и широкую.

13. ОРИЕНТАЦИЯ. Видоизменяйте наклон картины, например, верхнюю ее часть от себя, а потом к себе.

14. ПЕРЕДНИЙ/ЗАДНИЙ ПЛАН. Варьируйте различие между передним планом (там находится то, что вас больше всего интересует) и задним (а вот здесь «пребывают» обстоятельства, которым просто при сем присутствовали). Попробуйте поменять их местами, чтобы, например, задний план стал более интересным, чем передний.

V Использование критических субмодальностей. Теперь, когда вы приблизительно определили, каким образом ваш (или клиента) мозг кодирует опыт как приятный или неприятный, приступим к использованию вашего нового знания. Например, (для начала) вы можете «почистить» память клиента, избавив его от тех застрявших в ней картин и образов, воспоминание о которых вызывает неприятные эмоции.

В нейролингвистическом программировании для уничтожения, переоценки или изменения интенсивности воздействия чего-либо нестоящего и неприятного из нашего опыта используется очень простой прием — доведение субмодальностей воспоминания до критического уровня. Наверное, когда вы «работали» с яркостью, вы обратили внимание на так называемый «пороговый феномен» — некое исключение из правила «чем больше яркость, тем интенсивнее чувство». Если вы увеличили эту яркость настолько, что она уничтожила все детали, и картинка стала ослепительно-белой, скорее всего ваши ощущения не увеличились, а просто исчезли. Значит, вы достигли порога, критического уровня вашей субмодальности, за которым кодируемое ею ощущение просто-напросто прекратило свое существование. Это как воздушный шарик, который можно надувать только до определенного предела, а дальше он просто лопнет.

Итак, возьмите любое неприятное воспоминание и сделайте нижеописанное. Обратите внимание, что здесь к визуальным субмодальностям мы добавили еще и аудиаль- ные. И знайте, что здесь вы пользуетесь техникой списка критических субмодальностей (А. Экмана?) из материалов семинаров по НЛП ИГИСП.

Визуальный аспект

Сила света:

Увеличьте силу света до такого состояния, что «картинка» станет ослепительно белой. Или уменьшите ее так, что все окажется сплошь черным. Уменьшение силы света не всегда дает сильный эффект, но попробовать все же стоит.

Размер:

Увеличьте «картину» до такой степени, что становится невозможным понять, что это такое. Или уменьшите ее до полного исчезновения — иногда это приводит к полезным изменениям.

Цвет:

Усильте силу цвета до такой степени, что цвета сольются и различить какие-либо детали станет невозможным.

Скорость (если у вас не «картинка», а «фильм»):

Увеличьте скорость настолько, что изображение станет совершенно размытым.

Расположение:

Поперемещайте картинку в пространстве — это тоже может вызвать желаемый эффект.

Ассоциирование/диссоциирование:

Если вы до сих пор видите картинку как бы из своих глаз (ассоциированно), «выйдите» из нее и посмотрите на себя со стороны. Дело в том, что, как вы уже знаете, изменение от ассоциированного состояния к диссоциированному может привести к устойчивому улучшению состояния. Этот прием можно с успехом применять для того, чтобы снизить интенсивность эмоций.

Перспектива:

Попробуйте использовать и менять различные перспективы, например, в такой последовательности: «перспекти- _ва лягушки» — «на уровне глаз» — «с птичьего полета».

Сверкание:

Внесите в картину блеск, солнечные блики, небольшие ярко сверкающие точки или «конфетти». Это может дать очень сильный эффект.

Эластичность:

Представьте, что картинка демонстрируется на эластичном экране и что середина его начинает втягиваться, уходить в противоположную от вас сторону, так что все формы становятся растянутыми, а затем внезапно верните изображению его первоначальную форму.

Аудиальный аспект

Звук:

Замените звуки на слова — это может привести к очень интересным результатам.

Громкость:

Усильте громкость настолько, что звук превратится в лишенный всякого смысла шум.

Слова/голос:

Измените «негативный» голос настолько, что он станет напоминать голос другого, очень приятного человека.

Высота тона:

Повысьте или понизьте тон, так что он превратится в писк или в низкий бас.

Скорость:

Увеличьте скорость настолько, что звук потеряет смысл — особенно хорошие результаты это дает со словами/с голосом.

Откуда:

Измените направленность звука от «изнутри» к «извне» — это может создать устойчивые изменения. Переме-

5. Заказ №3052.

щение звука справа влево также может принести ощутимые и интересные результаты.

Механизм субмодальностного редактирования. Как вы

думаете, что произойдет, если субмодальности чего-то хорошего («разумного, доброго, вечного») в вашем опыте перенести в «картинку» (и не только в «картинку», хотя в нейролингвистическом программировании преобладают «визуальные» технологии, практически точно так же можно работать с субмодальностями аудиальными и кинестетическими) чего-то «плохого»? Совершенно верно — это самое плохое станет, если даже и не сразу «хорошим», то уж во всяком случае — не плохим. То есть перенос субмо- дальностных характеристик с чего-то позитивного на что-то негативное способен сделать это негативное позитивно воспринимаемым!

Очень надеюсь, что в результате всех предшествующих экспериментов этой главы вы поняли главное: изменение субмодальностей чего угодно приводит к видоизменению опыта, который они кодировали. И что направления этого самого изменения опыта требует знаний о характере воздействия на него соответствующих субмодальностей, для чего мы их и калибруем. Но в жизни любого человека помимо нехорошего, неправильного или непривлекательного (переживаний или опыта) существует еще масса чего хорошего, правильного или привлекательного (опять-таки переживаний или опыта), А значит, как говорится, сам бог велит: не возиться с выяснением влияния на нехорошее, неправильное или непривлекательное всех кодирующих этот опыт субмодальностей, а просто взять субмодальност- ные характеристики «эталона» (то есть хорошего, правильного или привлекательного) и перенести его, дабы негативные переживание или опыт стали позитивными! При этом — что существенно — нашему мозгу абсолютно наплевать на содержание этих двух переживаний или опытов!!!

V Превращение замешательства в понимание. Впрочем, убедитесь в этом сами на классическом для НЛП примере превращения замешательства в понимание.

Не сомневаюсь, что вы знаете кучу вещей, которые понимаете. А это значит, что объем или качество ваших знаний в этих вещах (областях или дисциплинах) достиг некоего критического уровня, при котором они стали вам

понятны. Ваш мозг как бы увидел систему в хаосе на коп ленных вами сведений, и вы достигли уровня понимания

Наряду с этим есть масса областей или предметов которые вы не понимаете, хотя и имеете по ним довольно большой объем информации. Например, любой школьник может иметь изрядное количество знаний по какому-то предмету и, тем не менее, не понимать его (вспомните-ка себя в школе!). Очень возможно, что его мозг как раз и не смог увидеть целое, систему в этом имеющемся в его распоряжении наборе сведений и фактов. Именно это «непонимающее знание» энэлперы и окрестили «замешательством», наверное потому, что демонстрирующие его люди действительно испытывают подобное, весьма неприятное, чувство.

Однако замешательство всегда указывает на то, что вы находитесь на пути к пониманию, но застряли на этом пути. Оно говорит о том, что у вас есть множество данных, но они не организованы способом, который позволяет вам их понять. Так что попробуйте их быстренько организовать, воспользовавшись техникой превращения замешательства в понимание (по О. Киндзюк; «Трансформация личности»).

1. Подумайте о чем-то, что приводит вас в замешательство: о том, в чем у вас большой опыт или знания, но не организованные так, чтобы вы их понимали.

2. Теперь подумайте о чем-то понятном и похожем. Похожее» значит, что если ваше замешательство относится к чьему-либо поведению («не понимаю я Иванова!»), то пусть ваше понимание тоже относится к поведению («зато понимаю Петрова»). Если онд связано с чем-то «механическим» («не понимаю, как работает автомобильный мотор»), то пусть ваше понимание тоже будет чем-то «механическим» («зато понимаю, как работает электродвигатель»).

3. Теперь у вас есть два внутренних опыта. Убедитесь, что в обоих присутствуют визуальные образы — сиречь картины. То есть попросту визуально представьте эти картины.

4. Обратитесь внутрь и исследуйте эти два опыта (представляющие их картины), чем они отличаются ? Чтобы сделать это, воспользуйтесь списком субмодальностей, который я привел ранее. Главное здесь — найти именно различия между двумя «картинками». Энэлперы называют различающиеся субмодальности ключевыми, ибо именно они кодируют различия в качестве опыта. Особое внимание обратите на диссоциацию/ассоциацию и месторасположение — о них обычно забывают начинающие.

5. Теперь возьмите образ замешательства и изменяйте его, пока оно не станет таким же, как понимание. Не меняйте содержание, — измените только субмодальности, которые используются вашим мозгом, но не все, а ключевые.

6. Если вы получили от самого себя подтверждение, вы «можете видеть, что происходит», «чувствуете себя гораздо комфортнее», или у вас «одинаковое чувство к обеим картинам», —значит, вы получили искомый результат.

Если вы теперь захотите осуществить превращение за- " мешательства в понимание с кем-то, вам необходимо просто воспроизвести эту последовательность (Р. Бэндлер, «Используйте свой мозг для изменений»).

1) Попросите вашего клиента подумать:

а) о чем-то, приводящем его в замешательство,

б) о чем-то похожем и понятном.

Можете даже запретить ему сообщать вам о содержании.

2) Спросите, чем отличаются эти два его опыта. Пусть вас не волнует, чем они похожи, — главное то, чем один отличается от другого.

3) Когда у вас будет как минимум два различия, попросите партнера изменить замешательство, чтобы оно имело такие оке характеристики, как и понимание.

4) Проверьте, что вы сделали, спросив, понимает ли он то, что раньше приводило его в растерянность. Если он понимает, вы закончили. Если нет, вернитесь на шаг 2 и найдите еще несколько отличий. Продолжите до тех пор, пока он либо не поймет, либо не определит, какая конкретно нехватка информации препятствует полному пониманию. Помните, что никто никогда ничего не понимает до конца. И это нормально.

V Использование субмодальностного редактирования для создания мотивации. Продолжая «учебную» тему, можем сообщить, что подразделение изучаемых предметов на «любимые» и «нелюбимые» носит чисто иллюзорный характер.

Ну закодировал их мозг как нелюбимые — так что мешает вам осуществить «перекодировку» за счет переноса ключевых субмодальностей «любимых» учебных дисциплин?

Здесь мы касаемся еще одной важнейшей области суб- модальностного редактирования — создания мотивации, то есть желания делать нечто. Создается же оно с помощью следующей техники создания мотивации (по В. Макдональду — «Руководство по субмодальностям»).

1. Выберите что-нибудь, что вы действительно мотивированы (любите) делать. Что-нибудь, что вы хотите делать и делание этого для вас является легким и естественным (если ничего не приходит в голову, возьмите любое развлечение).

2. Теперь выберите что-нибудь, что вы хотели бы делать (или должны делать), но в чем вам недостает этой самой мотивации (если опять-таки ничего не придумали, возьмите любую работу).

3. Используя субмодальностный список, найдите разницу в этих двух переживаниях: мотивации и недостатка мотивации.

4. Теперь осуществите перенос ключевых субмодальностей и, выждав несколько минут, оцените свое желание делать то, что ранее вы делать не хотели.

V Направления субмодальностного редактирования. Субмо- дальностные переносы позволяют вам редактировать любые переживания и опыт клиента. И трудно даже перечислить все области, в которых его можно применять. Однако в принципе все их можно свести к четырем важнейшим.

Во-первых, это способности — понимать или делать что-то (превращение замешательства в понимание как раз и представляет собой перенос способности понимания).

Во-вторых, это желания и связанные с ними эмоции — то есть мотивация делать нечто, что ранее не хотел делать и/или привлекательность чего-то ранее непривлекательного.

В-третьих, это убеждение в возможности что-то сделать или что-то получить (достичь, добиться) — важнейший, как вы уже знаете, компонент бессознательной готовности к деятельности. Это настолько важно, что мы не советуем вам приступать ни к каким психотерапевтическим интервенциям до тех пор, пока вы не выясните то, как клиент представляет себе процесс исцеления, не подберете «эталон» хоть чуть-чуть похожей деятельности, про которую он точно знает, что может ее делать (то есть где присутствует качество «естественной возможности»), и не осуществите перенос субмодальностей с «эталонной», принимаемой как естественная возможная, деятельности на предполагаемый процесс изменения.

И, наконец, в-четвертых, это состояния—психики, души и тела человека. Например, страх, который человек испытывает в какой-либо ситуации, можно легко уничтожить, если перенести в эту ситуацию субмодальности спокойствия или смелости...

Дискретная репрезентативная система и возможности работы с ней. Не знаю, обратили ли вы внимание на то, что в рассказе о субмодальностях мы все время говорили только в терминах трех модальностей — визуальной, аудиаль- ной и кинестетической, — начисто исключив любое упоминание о модальности четвертой — дискретной? Дело в том, что вплоть до недавнего времени мысль о том, что к слову — главному элементу дискретной модальности — так же применимы субмодальностные законы и закономерности, как-то не очень укладывалась в головах специалистов по нейролингвистическому программированию. Но время пришло, и до этого додумалась немецкий исследователь и практик психотерапии К. Бессер-Зигмунд, создавшая метод «магические слова». Кстати, именно так называется ее книга («Магические слова. Пособие по психологической самозащите»), из которой и почерпнуто нижеописанное.

Идея этого метода, что говорится, лежала на поверхности. Среди океана используемых нами слов есть целый ряд таких, которые вызывают у нас не совсем «здоровую» (а наоборот, болезненную) реакцию. Например, для студентов это слово «экзамен» (правда, только в сессию), для автолюбителей — «ГАИ» (теперь «ГИБДД»), для политиков — «выборы» и т. д. и т. п. Мы намеренно называем некие общие слова, так как перечислить все те из них, которые являются стрессогенными, попросту невозможно — и по причине их обилия, и в силу индивидуального характера воздействия (слово «деньги» совершенно по-разному «звучит» и совершенно разное значит, например, для уверенного в себе нового русского и страдающего от безденежья бедолаги). Определяется это, конечно же, тем, что мы связываем с конкретным словом. Но что определяет То, как мозг, а значит, и мы, реагируем на это слово? Как обнаружила Бессер-Зигмунд — те самые субмодальности, с помощью которых мозг кодирует не только VAK, но и D в нашем внутреннем опыте!

Самым интересным в технике «магических слов» Бес- сер-Зигмунд является тест О-кольца И. Омуры, позволяющий очень точно определять силу и характер воздействия слова (да и не только слова) на душу человека. Принцип действия этого теста легко понять, если вспомнить, что среди базовых принципов НЛП есть и тот, согласно которому «сознание и тело — части одной биокибернетической системы». Все это укладывается здесь в простую схему: наше тело, а. точнее, его мышечный тонус, очень четко реагирует на то, что чувствует человек или о чем он думает. Если эти чувства и

мысли позитивны (или если не внутри себя, но во внешнем мире, человек сталкивается с чем-то «положительным»), тонус наших мышц остается оптимальным. Если же они (чувства, мышцы или внешние предметы ситуации) негативны, тонус наших мышц ухудшается, и тело реагирует расслаблением. То есть наше тело, совершенно объективно и беспристрастно, как бы дает нам понять, что для нас (или у нас) хорошо, а что — плохо. Причем поскольку тело, в отличие от нас, располагает всей накопленной нашим бессознательным информацией (о мире, нас самих и нашем состоянии), обращение к нему за советом может дать воистину бесценные сведения. Например, вы очень легко можете определить, какие события, вещи или явления окружающего мира (или какие внутренние мысли и чувства) действительно вызывают у вас отрицательные эмоции и являются стрессогенными. Или выяснить, какие части и органы вашего тела уже больны или только еще заболевают. Для всего этого вам достаточно освоить лишь один простой и доступный любому способ мускульного тестирования — тест О-кольца. Делается техника теста О-кольца так.

Пригласите кого-нибудь в качестве ассистента, сядьте абсолютно ровно (не скрещивая ни руки, ни ноги) и обязательно снимите часы (ваш помощник — тоже). Теперь плотно сомкните большой и указательный палец (типа жеста «О-кей») и, поместив руку ладонью и подушечками вверх, предложите вашему ассистенту разжать сомкнутые пальцы, как бы «разорвав» О-кольцо.

Усилие, которое ему для этого потребовалось, будет для вас и него эталонным, то есть нормальным мышечным тонусом нейтрально реагирующей системы «тело — мозг». А теперь внимание: опять сжав пальцы в О-кольцо, подумайте о чем-то неприятном, и как только эта неприятность станет в вашей голове зримой и явной, кивните вашему ассистенту, чтобы он опять попробовал раскрыть ваши пальцы, предупредив его предварительно о том, что ему нужно использовать «эталонное» усилие. Вы удивлены тем, что теперь ваш партнер безо всяких проблем «разорвал» О-кольцо? Но я же говорил вам о том, что на любой «негатив» ваше тело реагирует мышечным расслаблением? Или вы не считаете неприятность негативом?

Потренируйтесь с тестом О-кольца, определяя, например, ваше истинное отношение к жизни, природе, работе, семье, политике нашего правительства, Ельцину, Жириновскому и т. д. и т. п. Обучаясь при этом тонкости в определении «негативной слабины». И если вы сможете делать это естественно и непринужденно, приступайте к тестированию различных областей своей жизни. Для этого просто попросите вашего партнера вслух называть все ипостаси своей жизнедеятельности (список можете составить заранее), всякий раз замеряя реакцию вашего тела с помощью О-кольца. И не удивляйтесь тому, что откроется — о некоторых ваших неприятиях, о которых вы даже еще не догадываетесь, давно уже знает ваше бессознательное...

Общая схема использования метода «магические слова».

Общая схема (алгоритм) работы по технике «магические слова» по К. Бессер-Зигмунд выглядит следующим образом.

1. Определение проблемы (того, что доставляет вам неудобство, волнует или пугает).

2. Составление списка стрессовых слов, относящихся к данной проблеме.

3. Проверка каждого из этих слов при помощи теста О-кольца и выявление тех из них, на которых ваша сопротивляемость падает.

4. Выделение одного из этих слов в качестве ключевого и определение VAKэтого слова (того, как оно видится, слышится и ощущается).

5. Создание для этого слова новое УАК-репрезентации:

-> того, как должно быть написано это слово (V),

-> того, как должно оно звучать (А),

-> того, как вы должны его ощущать (К),

-> и некоторых других (любых) его особенностей (если понадобится).

6. Проверка созданной вами новой репрезентации слова при помощи теста О-кольца («сопротивление на разрыв» должно возрасти до нормы).

7. Дальнейшее изменение репрезентации слова в случае, если мышечное кольцо можно было легко разорвать.

8. Создание (если кольцо уже. легко не разорвется) для себя различных импульсов («зацепок»), которые в последующие две—три недели будут напоминать о новой репрезентации слова (наклеек, картинок и т. п.).

Здесь важна не сама по себе «зацепка», а то, что, наткнувшись на нее, вы должны примерно в течение десяти секунд вспоминать вашу новую VAK-репрезентацию созданного образа слова, дабы она не забылась.

9. Проверка при помощи теста О-кольца других стрессовых слов—возможно, что многие из них в результате первой серии вашей работы изменились в лучшую сторону («ослабли»). Достаточно «ослабшие» слова в дальнейшем изменении не нуждаются.

10. «Превращение» других «слабых» слов (так как это было описано выше) в «сильные».

Для того, чтобы все мы могли работать с методом «магические слова», К. Бессер-Зигмунд составила специальный их так называемый контрольный список (по сути, это перечень субмодальностей дискретной модальности). В несколько сокращенном варианте он выглядит следующим образом.

Зрительные и оптические особенности

(визуальная модальность)

Способ написания слова:

-> печатные или рукописные буквы;

-> заглавные или строчные (если буквы печатные);

-> выполненные вашим почерком или написанные кем-то другим (если буквы рукописные);

-> написанные вашим нынешним или «болееранним» почерком (если почерк собственный) — детским и т. п. Характер изображения букв в слове:

-> изображены «на плоскости» или объемные;

-> из чего-то сделаны (например, высечены на камне; похожи на вывеску с подсветкой т. п.).

Величина букв в слове:

-> большие (как на рекламных щитах);

-> средние (какзаголовки в газете);

-> маленькие (как шрифт в книге).

Цвет букв:

-> цветные или черно-белые;

-> каким цветом (цветами) изображены.

Фон, на котором видится слово:

-> светлый, темный, цветной.

Особенности формы букв:

-> как написаны буквы (острые или округлые, тонкие или «жирные» и т. п.).

Особенности начертания букв:

-> прямое;

-> наклонное;

-> несимметричное (то так, то этак);

-> нестандартное (например, это когда одна из букв написана как-то по-другому).

Месторасположение слова:

-> над вами;

-> перед вами;

-> под вами;

-> сбоку от вас.

Акустические и звуковые особенности

(аудиальная модальность)

Голос, который произносит слово:

-> ваш собственный или чей-то (чей?);

-> женщины, мужчины, ребенка;

-> один голос или «хор».

Другие акустические особенности слова:

-> громкость звучания;

-> высота тона;

-> темп произнесения;

-> пространственное расположение источника;

-> эмоциональный тон (позитивный, негативный, нейтральный).

Иные особенности

(кинестетическая модальность)

Материал, из которого возможно сделано слово:

-> мягкий или твердый;

-> «колющийся» или гладкий;

-> теплый или холодный;

-> легкий или тяжелый;

-> плотный или «разряженный»;

-> с гладкой или шершавой поверхностью.

Запах или вкус:

-> ассоциируется ли запах или вкус с изображением слова ?

Мы немного отредактировали этот контрольный список, исходя из собственной практики и того, что вы уже кое-что знаете о субмодальностном редактировании. Хотелось бы также добавить, что в работе со стрессовыми словами ради превращения их в магические вам следует шире привлекать другие субмодальности наших репрезентаций — те, которые отмечены ранее в этой главе.

Ну а в какую сторону следует изменять стрессовые слова? Лучше всего использовать здесь уже известный вам алгоритм субмодальностного редактирования:

-> определение желаемого (связанного со словом) состояния,

-> поиск или выявление слова, которое это состояние выражает и

-> последующий перенос субмодальностей.

Но Бессер-Зигмунд рекомендует другой подход, и, уважая ее авторство, мы приводим здесь некоторые из ее «Подсказок», но со своими комментариями, выделенными курсивом.

-> Представьте себя владельцем рекламного агентства, который собирается создать логотип и/или оформить рекламный щит некой фирме, название которой случайно совпадает со стрессовым для вас словом. И логотип, и рекламный щит должны быть выполнены таким образом, чтобы как можно больше людей — не исключая и вас — испытали сильное желание узнать побольше об этой фирме и стать ее клиентами (а лучше — ощутили то, что хотели бы ощущать Вы в связи с видоизмененным стрессовым словом).

-> Вообразите себе, будто японец или китаец, не владеющий русским, приезжает в ваши края в свой отпуск. Первое, что он там увидит, — это рекламный щит с вашим стрессовым словом (уже видоизмененным!), каковой и воспринимает как рекламу или название фирмы. Сделайте этот щит таким, чтобы уже на основе одного лишь зрительного восприятия этот самый японец или китаец решил: тут, вероятно, что-то совершенно сногсшибательное и первым делом я загляну именно сюда (или испытал то новое чувство, которое Вы создаете для бывшего стрессового слова).

-> Начните обращать внимание на то, как изображаются слова в окружающем вас мире: в рекламных объявлениях, оформлении витрин и т. д. и т. п. Возможно, многое из увиденного вы сможете использовать в качестве эталона в своей собственной работе по преобразованию слов...

Упражнение 43.

-> Выберите любое свое относительно проблемное состояние и заполните «Рабочий лист распознавания» дважды —

| сначала для наличиствующего состояния (НС), а потом для состояния желаемого (ЖС).

-> Последовательно проходя по каждой субмодальности из списка, переведите ее из НС в ЖС.

Упражнение 44.

-> Возьмите любое ваше неприятное и обязательно бесполезное воспоминание, составьте список субмодальностей и доведите каждую из них до критического уровня.

Упражнение 45.

-> Создайте образ всего того, что вы знаете о НЛП (или систему этих образов), и с помощью субмодальностного редактирования превратите свое замешательство в понимание.

Упражнение 46.

-> Выберите что-то, чем вы не любите заниматься, но что необходимо для вашего роста и развития, после чего «замоти- вируйте» себя, используя субмодальности чего-то такого, что вам нравится.

Упражнение 47.

-> Определите, в чем вы недостаточно уверены, представь те соответствующий образ и субмодальностно отредактируйте его, используя в качестве позитивного контрпримера образ уверенности из любой области вашей жизни.

Упражнение 48.

-> С помощью теста О-кольца определите:

О отношение вашего бессознательного к людям, входящим в ваше окружение,

-> уровень своей компетенции в различных областях вашей будущей профессиональной деятельности,

-> понимание вами каждой из восьми глав этого пособия. Попробуйте сделать хоть какие-то выводы.

Упражнение 49.

-> Используйте метод «магические слова» для «разминирования» и укрепления всех слов, описывающих вашу профессиональную и социальную идентичность (можете воспользоваться для этого данными теста «Кто я?»).

Глава 4

Работа с навязчивыми состояниями и фобиями

Многие клиенты обращаются к консультантам по поводу проблемных состояний, имеющих навязчивый и/или фобиче- ский характер. Как правило, рациональные рекомендации и разъяснения крайне редко приводят в этих случаях к позитивному результату, так как мало затрагивают бессознательные механизмы работы мозга, удерживающие проблему. А вот сравнительно несложные техники нейролингвистического программирования, изложенные в этой главе, позволяют осуществить изменения навязчивых и фобических состояний быстро и эффективно.

V Навязчивости и их репрезентация. Для начала возьмем типичную ситуацию из серии «не могу об этом не думать!» Скажите, сколько раз некоторое проблемное событие, мысль или чувство накрепко застревали в вашей голове и мучило вас неограниченно долго, несмотря на все ваши пожелания «не вспоминать!», «не думать!», обращенные к самому себе? Не считайте, а то собьетесь. Навязчивости, постоянно возвращающиеся по поводу имевших место или будущих травмирующих нас ситуаций — тревога, досада, страх, обида, гнев, стыд и/или вина (нужное подчеркнуть, недостающее вписать) — являются постоянными спутниками человеческой жизни. Избавить от них клиента путем полезных советов (типа «не стоит об этом беспокоиться!») практически невозможно. Так что давайте посмотрим, чем здесь может помочь нейролингвистическое программирование.

Прежде всего вспомним, что любая неприятность кодируется нашим мозгом либо в визуальной (чаще всего), либо в аудиальной (значительно реже) модальностях, к коим присовокупляются «кинестетически-модальные» чувства и ощущения (которые, однако, могут выступать и как самостоятельные). Первенствует здесь, безусловно, визуальная репрезентация, где «неприятно-проблемные» воспоминания или представления отражаются либо в виде отдельно взятого образа («картинка»), либо в виде серии статичных образов («фотороман» — но один из образов все равно

остается ключевой «картинкой»), либо в виде динамичной последовательности образов («кинофильм»).

Образы эти могут быть или ассоциированными (вы видите ситуацию как бы из своих глаз), или диссоциированными (вы видите в ней себя как бы со стороны). Так вот, учтите, что «ассоциированность» в фиксации означает психотравматическую вовлеченность в нее. Так что первое, что вам всегда нужно делать, — это предложить клиенту мысленно как бы выйти, вышагнуть из неприятной ситуации, оставив, однако, там себя самого, более молодого. То есть диссоциироваться и посмотреть на все это со стороны.

Простые техники избавления от навязчивостей. Однако одного только диссоциирования от проблемной ситуации может оказаться явно недостаточно, особенно если она будет репрезентироваться не только (и не столько) визуально, но и (сколько) кинестетически (неприятные ощущения) и даже аудиально («жуткие» звуки и слова, например, «Позор Иванову!»). В этом случае может помочь очень простая техника избавления от проблемных состояний и навязчивостей, основанная на аудиальной и кинестетической модальностях.

/. Представьте полный или частичный VAKD вашей проблемной ситуации или состояния (просто вспомните о том неприятном, что возвращается вновь и вновь, или о «свежей» неприятности, которую Вы не хотите сделать навязчивым воспоминанием). «Повспоминав» достаточно для того, чтобы почувствовать себя не ахти как, отбросьте воспоминание.

2. Теперь примите позу уверенности и силы (вашу собственную или чью-нибудь—Шварценеггера, Петра Первого работы Церетели и т. п.). Вспомните какую-нибудь бодрую мелодию, которую Вы в состоянии воспроизвести (очень хорошо «работает» здесь входной марш из кинофильма «Цирк»). И, вновь представив VAKD своей проблемной ситуации или состояния, в позе уверенности и силы под напеваемую Вами бодрую мелодию начните энергично шагать — на месте или куда-то вдаль.

3. Делайте это в течение одной—двух минут, после чего проверьте результат. Скорее всего, VAKD проблемной ситуации попросту развалится. Если нет или недостаточно, повторяйте пункт 2 до тех пор, пока это не произойдет.

Обычно эта несложная техника завершается... хохотом. Что естественно, если учесть, что. по словам одного из

классиков, человечество, смеясь, расстается со своим прошлым. И, может быть, поэтому в еще одной простой НЛП-психотехнологии «лечения» навязчивостей и проблемных ситуаций/состояний — технике «Троица «любовь, свет и смех», которую мы сейчас и опишем, смех играет очень важную роль в аудиальной модальности изменения негативного опыта человека (по материалам семинаров по НЛП ИГИСП; автор неизвестен).

1. Войдите в следующие состояния, сделайте их полными и заякорите:

A. Кинестетическое переживание любви.

Дополните, заякорите.

B. Визуальное переживание видения света.

Дополните, заякорите.

C. Аудиальное состояние смеха.

Слушайте мир через фильтр смеха. Чтобы это произошло, например, замените все согласные звуком «X» и поварьируйте ритм или темп. Также заякорите.

2. Проверьте себя и найдите оптимальную для вас последовательность:

Любовь — свет — смех / Любовь — смех — свет Свет — любовь — смех / Свет — смех — любовь Смех — свет — любовь / Смех — любовь — свет

3. Возьмите проблемную ситуацию или состояние и:

A. Осветите ее и наложите визуальный якорь. Направьте на нее свет, чтобы сделать ее более ясной. Измените несколько раз соотношение фона и переднего плана. Сфокусируйте свет последовательно на разных деталях. Заметьте все сочетания.

B. Посмейтесь и наложите аудиальныйякорь. Услышьте проблемную ситуацию с комической точки зрения. Подставьте «X» на место всех согласных. Представьте себе, что ее изображает Ваш любимый комик.

C. Испытайте состояние любви и наложите кинестетический якорь. Почувствуйте эффект любви в себе, в другом,

в отношениях между Вами и другим(и).

4. Наложите эти три репрезентативные системы — то есть переживите эту ситуацию, освещенную и с любовью, и смехом.

5. Войдите в нее снова и подстройте ее к будущему.

V Техника расширения восприятия. Теперь можно вернуться к визуальной модальности и расширить восприятие

клиента чтобы он смог извлечь из своей неприятности урок и смысл, а заодно и (если она до сих пор не разрешена) отыскать альтернативы и решения. Дело в том, что человеческий мозг частенько не слишком удачно шутит, заставляя видеть в ситуации только то, на что мы его запрограммировали. Ведь даже в обычном — хорошем — состоянии мы обычно созерцаем не реальность, а только то, что допустили из нее в наше поле осознавания многочисленные «фильтры» типа репрезентативных систем (если вы визуал, до вас не вполне дойдет аудиальная и кинестетическая информация), ценностей, убеждений и массы других.

В результате поле («карта») восприятия человека оказывается зачастую суженным до нельзя, и в него просто не входят свойства, альтернативы и решения, которые позволили бы ему с блеском выйти из трудной ситуации. Однако мы вполне можем существенно расширить сознание и осознавание клиента, воспользовавшись техникой переферийного процесса (по М. Аткинсон и материалам мастерского курса НЛП ИГИСП).

Делается она так.

1. Вспомните ситуацию, которая была или является в каком-нибудь смысле проблемной для вас. Увидьте ее в виде картины или фильма.

2. Сфокусируйтесь на ощущениях Вашего тела. Как Вы себя ощущаете, вспоминая эту ситуацию ?

3. Просмотрите картину или фильм вновь. В картине увидьте себя со стороны. Фильм же превратите в серию маленьких, объемных черно-белых картинок, заключенных в рамку.

4. Просмотрите картину или фильм опять. Увидьте себя в них и установите периферийное зрение. Для этого сделайте рамку при помощи рук, а затем раздвиньте ее в стороны так, чтобы краешками глаз видеть свои руки. Не смотрите прямо на периферию — продолжайте смотреть перед собой.

5. Просмотрите эти картинки или фильм снова — и диссоциирование, и так, как если бы вы были внутри опыта (то есть не видя себя самого). Сохраняя периферийное зрение, связь с телом и замечая сходство и различия. Спросите себя: «Чьи ценности я использую?», «Чему я могу научиться?» Если ценности, которые вы используете, ваши собственные, спросите себя: «Какя могу стать другим в будущем ?»

По М. Аткинсон, результатом такого процесса является то, что люди часто создают «Большую, более полную кар

тину». И буквально начинают видеть отношения главного объекта своего внимания с другой точки зрения. Между элементами человеческого опыта возникает как бы больше баланса, и все его составляющие выстраиваются в перспективу.

V Система быстрого разрушения навязчивостей. Если вы осуществили все вышеописанное (включая обязательную работу по расширению восприятия), позволили клиенту извлечь урок из давнишней ситуации, но тем не менее так и не смогли от нее (этой самой ситуации, а точнее, от связанного с нею неприятных воспоминаний и некой «принудительности» этих воспоминаний) его избавить, пришла пора заняться более систематическим уничтожением всего этого неприятного и принудительного (преимущественно в визуальной модальности).

Лучше всего это сделать, используя то, что можно назвать системой техник быстрого разрушения, рекомендованных блестящими и очень «плодовитыми» энэлперами К. и С. Андреас («Измените свое мышление — и воспользуйтесь результатами»). Однако прежде чем приступить к ней, на всякий случай проведите тщательную экологическую проверку. Как справедливо указывают вышеупомянутые авторы, разрушение создает амнезию, а любые мысленные картины (фильм) клиента могут быть каким-либо образом полезны для него (например, содержать информацию о том, чего не стоит делать в будущем). Если это так, лю будет лучше, если вы сначала выделите полезную для клиента информацию и поместите ее в какую-нибудь новую картину (вернитесь-ка к технике расширения восприятия!). Или просто воспользуйтесь каким-либо иным, не создающим амнезии, вмешательством.

А теперь о том, что можно сделать в этой самой системе техник быстрого разрушения проблемных состояний и навязчивости (в вышеупомянутой книге они называются просто «Разрушение»).

Во-первых, примените растрескивание. Это то, что происходит с закаленным стеклом (например, с лобовым стеклом машины), когда оно разбивается. Так что предложите клиенту представить, что тревожащий его зрительный образ как бы нарисован на лобовом стекле, после чего пусть он мысленно стукнет как следует молотком или кирпичом и с удовольствием посмотрит, как оно разбивается и распадается. Если надо, повторите это несколько раз, дабы «рас- трескать» неприятное воспоминание полностью и навсегда.

Во-вторых, посоветуйте ему просмотреть свои картинки «шиворот-навыворот». Как и Андреас, мы не знаем, что при этом происходит. Но всякий раз, когда предлагали сделать это своим пациентам, они обязательно обретали что- то полезное. Обычно фильм или картинка как бы выворачивались, и все, находящееся в центре, внезапно перемещалось (автоматически, а не осознанно!) наружу, а все, что было по краям, «сплющивали» в центре. Бывало и так, что внезапно, само собой, «картинки» переворачивались кверху ногами, а фильм начинал идти «задом-наперед». Однако чтобы не происходило, терапевтический эффект был налицо: навязчивость уменьшалась или просто исчезала.

В-третьих, предложите клиенту поместить «картинку» на воображаемый экран и представить, что проекционная лампа прожигает дырку в этом и всех прочих кадрах. Если он того хочет, то может просто сжечь экран вместе с образом.

В-четвертых, для разрушения картины можно также просто порекомендовать клиенту:

о поворачивать ее как в калейдоскопе;

о смывать как акварель или рисунок на тротуаре под дождем;

о увидеть образ в зеркале, которое разбивается, или в водоеме, поверхность которого приходит в волнение.

s> Отделение контекста от поведения. Все вышеописанное более всего подходит для тех случаев, когда проблемное переживание закодировано мозгом в виде отдельной статичной картины или серии этих картин. В случае же, если оно вспоминается исключительно в виде некоего «фильма ужасов», будет лучше, если вы воспользуетесь одной из двух нижеописанных техник.

Первая из них — это техника «отделения себя от контекста», созданная все теми же К. и С. Андреасами (и описанная ими в вышеупомянутой книге). Под контекстом здесь понимается сама по себе ситуация, окружающие вас условия и обстоятельства или, если хотите, «декорации» «фильма ужасов» клиента.

1. Подумайте о неприятном воспоминании и прокрутите его как короткий фильм. Оцените, как Вы реагируете на это воспоминание.

2. Увидьте на картине себя, то есть перейдите в диссоциированное состояние. И четко разделите себя и контекст. Используйте для этого любые субмодальностныеразличия, которыми вы можете легко воспользоваться — размер, цвет, дистанция, прозрачность и т. п. Например, если картина черно-белая, увидьте себя в цвете. Если картина далеко, увидьте себя близко.

3. Прокрутите фильм вперед с диссоциированным собой, движущимся на удвоенной скорости, и контекстом, движущимся на половинной скорости (не наоборот!). Вы увидите, что «приходите» к концу фильма раньше, чем появляется контекст, так что Вам придется ждать, пока этот самый контекст не «приплетется» за Вами.

4. Прокрутите фильм обратно с самим собой, движущимся на половинной скорости, и контекстом — на удвоенной скорости (не наоборот!). Па этот раз контекст придет к концу фильма раньше, чем Вы.

5. Теперь прокрутите фильм обычным способом, чтобы проверить, есть ли изменения в ваших ощущениях.

6. Если изменений нет, проделайте это еще раз также в диссоциированном состоянии, и, сделав себя больше, чем контекст.

Как отмечают Андреасы, люди, проделав это, обычно сообщают об ощущении типа «мозги перевернулись вверх дном». Именно поэтому они считают эту технику очень полезной для разрушения заякоренных связей типа «причина—следствие» (между контекстом и вами). Когда человек двигается на удвоенной скорости, стимулы появляются после его реакций на них, а следствия происходят до причины, что просто лишает их смысла. Так что вы можете использовать эту технику, чтобы «стереть» у клиента старые неприятные причинно-следственные связи, и «вмонтировать» какие-либо другие, более приятные или экологичные.

Кстати, если он попадает в плохое состояние с помощью собственных дурных мыслей, вы можете использовать также и другую из созданных Андреасами (и описанных ими все в той же книге «Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами»), процедуру — технику разрушения причинно-следственных связей между мыслями и состояниями (не очень умными мыслями и соответствующими им негативными состояниями).

Используйте любые субмодальности, чтобы создать различие между вашим мышлением и вашим внутренним состоянием. Затем прокрутите фильм вперед со своими внутренними состояниями на удвоенной скорости и своими связанными с ними мыслями на половинной. Потом прокрутите фильм обратно с состояниями на половинной скорости, а мыслями на удвоенной. Сделайте это как в ассоциированном, так и в диссоциированном состоянии, дабы выяснить, что для вас наиболее эффективно...

Вторая техника — это очень любимая нами техника обезумливания субмодальностей, с которой мы познакомились на сертификационном тренинге М. Аткинсон.

/. Подумайте о неприятном воспоминании или проблемной ситуации и прокрутите его как диссоциированный фильм (если фильм ассоциированный, «диссоциируйтесъ» из него).

2. Теперь прокрутите тот же фильм, представив, что вы смотрите его по черно-белому телевизору.

3. Снова прокрутите черно-белый фильм, но с удвоенной скоростью (обязательно обратите внимание, что «беседующие» или ругающиеся в нем люди — если, конечно, там есть «звуковой»ряд — разговаривают теперь в стиле Чипа иДейла).

4. Опять прокрутите на удвоенной скорости черно-белый фильм, но теперь уже задом наперед (из конца — в начало).

5. Снова прокрутите этот черно-белый фильм — задом наперед, на удвоенной скорости, но теперь еще и кверху ногами.

6. Опять просмотрите все это, но на экране, имеющем раму в виде овала с прорезью внизу.

7. А теперь присмотритесь к этой раме и выясните, что вы смотрели свой фильм в судне унитаза. Нажмите на ручку сливного бачка и спустите воду вместе с... остатками фильма.

Однако мы не советуем вам усердствовать с уничтожением, особенно, если речь идет о каких-то крупных или серьезных воспоминаниях, пусть даже они остались неприятными или навязчивыми. Ведь это — собственный опыт клиента. Драгоценный опыт его жизни. Который следует не уничтожать, а переосмысливать — в полном соответствии с библейским указанием на необходимость отделения зерен от плевел. Что вы вполне можете осуществить, применив, например, технику «буквальный рефрейминг» Р. Бэн- длера, описанную в книге К. и С. Андреас «Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами».

V Техника буквального рефрейминга. Как справедливо отмечают эти авторы (и как уже знаете вы), вообще-то в нейролингвистическом программировании термин «рефрей- минг» используется для обозначения словесного перефор-

мулирования чего-то, в результате это «что-то» приобретает иной смысл и содержание. Однако буквально «рефрейминг» означает «изменение рамки» (то есть является визуальным, а не аудиальным словом). Может, именно поэтому эффектом процесса рефрейминга обычно действительно выступает чисто визуальное же помещение проблемного события в какую-нибудь новую рамку или фон. Но можно сделать это и без «словесных выкрутас» — просто и буквально. По рекомендациям К. и С. Андреас и с техники буквальногорефрейминга.

1. Подумайте о ситуации, при м ысли о которой вы чувствуете себя плохо. Это может быть все, что угодно: старое воспоминание, нынешняя проблемная ситуация или ограничение, а может быть и что-нибудь еще.

2. Тщательно рассмотрите визуальную часть своего проблемного опыта, затем мысленно шагните из него назад, так, чтобы вы видели себя в этой ситуации (диссоциируй - тесь). Если вы не сможете создать эту диссоциацию осознанно, и просто «почувствуйте», что проделываете это или притворитесь, что сделали.

3. Теперь поместите вокруг этой картины большую золотую раму в стиле барокко примерно в два метра шириной.

И отметьте, как это изменяет ваше восприятие проблемной ситуации.

4. Если изменения недостаточны, поэкспериментируйте.

Используйте овальную рамку, какие употреблялись много лет назад для старых семейных портретов; раму из нержавеющей стали с острыми краями или цветную пластиковую рамку.

5. После того, как рама выбрана, поразвлекайтесь, украшая «картину» и пространство вокруг нее. Музейное яркое освещение, приподнятое над картиной, «проливает иной свет на предмет», нежели тусклая свеча, стоящая на подставке под ней. Видение реальной обрамленной картины среди других картин на стене в музее, или в чьем-то чужом доме, может создать совершенно «другую перспективу». Если хотите, то даже просто мысленно выберите знаменитого — или не очень — художника и превратите свою картину в полотно, исполненное этим художником или в его стиле.

«Переписывание» неудач. Ну а если клиенту все-таки неймется что-то там в его опыте нарушить и разрушить, то... опять-таки и все-таки откажитесь от «вычеркивания» элементов и эпизодов его жизни. Ведь именно нейролингвистическое программирование позволяет нам делать и нечто очень-очень интересное — полностью переписывать воспоминания жизни (разумеется, неприятные и болезненные), как если бы то, что случилось с человеком, было всего-навсего черновиком, который нынче можно переписать заново. Особо полезной оказывается эта техника для, к сожалению, случающихся у всех без исключения людей неудач, где помощь является безоговорочно и исключительно необходимой. Дело в том, что неудачи не только треплют и курочат самооценку человека, а значит, и уверенность в себе, но еще и формируют в нем ограничивающие убеждения типа «Я никогда не смогу этого сделать», которые сужают поле возможностей нашей жизни, ибо в соответствии с этими убеждениями мы больше никогда не пойдем туда, где потерпели серьезную неудачу. Однако любой неудавшийся опыт есть прежде всего (и более всего) «информация к размышлению» о том, что было сделано неправильно, дабы не повторить это неправильное в будущем. Вот здесь-то без предлагаемой нами техники вам не обойтись. Для того, чтобы с ее помощью переписать неудачу или негативное состояние клиента, обычно хватает трех-пяти повторений.

Техника переписывания неудач делается следующим образом!

1. Вызовите в памяти ситуацию неудачи или неприятное состояние, которое «осадком» сохраняется в вашей душе.

2. Ощутив себя достаточно дискомфортно, опустите глаза вправо — вниз (доступ к кинестетическим ощущениям) и выделите из всего этого дискомфорта (синестезии как слитного комплекса неприятного) только чувство, которое вы испытываете в связи с этой неудачей или состоянием. Определите для себя и обозначьте (как бы наклеив ярлык) это чувство.

3. Переведите глаза в положение «влево — по горизонтали» (доступ к слуховым воспоминаниям о неудаче или неприятном состоянии) и вспомните все звуки и/или слова, которые сопровождали вашу неудачу или неприятное состояние.

4. Переведите глаза влево — вверх (доступ к зрительным воспоминаниям) и вспомните образ (картину или картины), с которым были связаны ваша неудача или неприятное состояние. Не старайтесь вспоминать намеренно, просто смотрите в пустоту и воспоминание придет.

5. Переведите глаза вправо — вверх (доступ к зрительному конструированию) и вообразите желаемые вами картины ситуации, в которых неудача или ситуация, вызвавшая ваше

состояние, превращается в обратную связь (как минимум) ши просто победу (но не переусердствуйте с победой — неуда- ча-тоу вас все-таки была и из нее следует сделать выводы).

6. Теперь как бы перетащите эту сконструированную картину «удачи» глазами из положения «доступ кзрительно- му конструированию» в положение «доступ к зрительным воспоминаниям» (то есть просто двигая глазами по дуге из положения взгляда «вправо — вверх» до положения «влево — вверх»). Повторите этот процесс столько раз, сколько необходимо для того, чтобы воображенное стало реальным. Если нужно, подключите ресурсные образы или состояния.

7. Переведите глаза в положение «вправо — по горизонтали» (доступ к слуховому конструированию) и «услышьте» все звуки, которые должны были бы сопровождать Вашу «победу». Перетащите эти звуки и слова в область слуховых воспоминаний, двигая глазами «по горизонтали». Опять-таки добейтесь устойчивого воспроизведения.


4572973085936320.html
4573037935551133.html
    PR.RU™