Основные концепции политической системы общества

Теорию систем в политологию ввел американский политолог Д. Истон. В ряде своих работ, особенно в монографии «Системный анализ поли­тической жизни» (1965 г.) Д. Истон исследовал условия, необходимые для самовы­живания политической системы. Ис­пользуя некоторые положения структурно-функционального подхода Т. Пар­сонса, Д. Истон вывел, что системный анализ политической жизни основан на понятии «системы, погруженной в среду и подверженной воздействиям с ее стороны». Такой анализ предполагал, что обмен и взаимодействие политиче­ской системы со средой осуществляется по принципу «входа-выхода»: она взаимодействует с окружающей средой - всем остальным обществом - через «вход» - каналы влияния среды на политическую систему и «выход» - обрат­ное воздействие системы на среду.

Д. Истон различает два типа «входа»: требование и поддержка. Требо­вание - это обращенное к властным органам мнение по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей в обществе. К ним относятся, например, требования повышения заработной платы, увеличения ассигнова­ний на социальную сферу и т. д. Требования ослабляют политическую сис­тему. Поддержка, напротив, означает усиление политической системы. Фор­мами проявления поддержки могут считаться уплата налогов, выполнение воинского долга, уважение государственных институтов, проведение демон­страций в поддержку режима, выражение патриотизма и т. д.

Политическая система является «открытой системой», получающей по­стоянные импульсы от окружающей среды. Ее основной целью является вы­живание и сохранение устойчивости системы посредством адаптации и при­способления к среде. В основе этого механизма лежит принцип «гомеостати­ческого равновесия», согласно которому политическая система для поддер­жания внутренней стабильности должна постоянно реагировать на наруше­ние ее баланса с внешней средой.

Переход развитых стран к информационным технологиям, массовое внедрение компьютерной техники во все сферы жизнедеятельности общества способствовали использованию в анализе социальных систем механистиче­ских моделей. Первым, кто уподобил политическую систему кибернетиче­ской машине, стал немецкий политолог К. Дойч, создав информаци­онно-кибернетическую модельполитической системы.

Проанализировав основные типа коммуникаций в политической сис­теме: личные неформальные коммуникации; коммуникации через организа­ции; коммуникации через СМИ, он выделил в политической системы четыре блока, связанных с различными фазами прохождения информационно - ком­муникативных потоков:

1. Получение и отбор информации;

2. Обработка и оценка информации;

3. Принятие решений;

4. Осуществление решений с обратной связью.

Политическая система получает информацию через «рецепторы» (внешнеполитиче­ские и внутриполитические), к которым относят информа­ционные службы, центры изучения общественного мнения (правительствен­ные приемные, агентурная сеть и т.д.). Здесь происходят селекция, система­тизация и первичный анализ поступивших данных.

На следующей фазе переработанная новая информация под­лежит обра­ботке в рамках блока «памяти и ценностей», в которой она, с одной стороны, срав­нивается с уже имеющейся, старой информацией, а с другой, происходит ее оценка сквозь призму ценностей, норм и стереотипов.

В рамках третьей фазы, после получения итоговой оценки степени со­ответствия политической ситуации своим приоритетам и целям, правитель­ство (как центр при­нятия решений) принимает соответствующее решение по регулированию текущего состояния системы.

После чего, «эффекторы» (исполнительные органы и др.) на последней фазе реализуют решения. Полученные результаты служат новой информа­цией через «обратную связь» для «рецепторов», выводящих систему на но­вый цикл функционирования.

Большое распространение с современной теории получилафункцио­нальная модель политической системы Г. Алмонда. Связывая группы функций (или различные функции) макросистемы с деятельностью отдель­ных институтов, групп и даже индивидов, включенных в системную органи­зацию в качестве ее элементов, он выделяет три аналитических уровня или блока:

первый блок - «уровень процессов» - связан с «входом», т. е. с воздейст­вием среды на политическую систему. Это проявляется в осуществлении политическими институтами тех или иных функций: артикуляция интересов, агрегирование интересов, выработка политического курса, исполнение поли­тики, арбитраж. Таким образом, взаимодействие социальной среды с институциональной системой составляет динамику политического процесса. На том же уровне, по Г. Алмонду происходит и «превращение» интересов индивидов и групп в соответствующие ре­шения и действия государственных органов.

второй блок - «уровень системы» - связан с адаптацией общества к по­литической системе, как через механизмы социализации индивидов, так и через рекрутирование ее сторонников или противников, что определяет пер­спективы ее стабильного воспроизводства или, наоборот, радикального из­менения.

третий блок - «уровень управления» - связан непосредственно с реше­нием задач управления коллективными ресурсами общества; их «добыва­нием» (освоением), как это происходит со сбором налогов в стране, струк­турным регулированием (переброской из одних социальных сфер и отраслей экономики в другие), распределением (раздачей социальных пособий и пен­сий и т. п.).

Далее через обратную связь «цикл» замыкается, как и в модели Д. Ис­тона, поскольку результаты деятельности «блока управления», регулирова­ние общественных ресурсов должны каким-то образом изменить социальную среду, что в итоге усилит или ослабит устойчивость политической системы.


4571081102693343.html
4571158924242546.html
    PR.RU™